Nu

Кунсткамера. Личное пространство игроков, в котором можно найти — и разместить — что угодно. Место для личного вдохновения, обдумывания идей и полировки личных игровых тараканов с последующим рассаживанием их по нумерованным полочкам.
Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#1

Сообщение Triple Goddess » 10 мар 2018, 12:12

Изображение
Не гляди на её запястья
И с плечей её льющийся шёлк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл. ©
Склад.
Аватары (Хтония).
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Подписи.
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Арты.
Изображение Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#31

Сообщение Triple Goddess » 23 июл 2019, 18:48

В них неба и солнца пленительный свет.
В них тысячи радостей,
В них тысячи бед. ©

Trigla by Ekaterina Chesalova
Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#32

Сообщение Triple Goddess » 14 авг 2019, 22:10

Изображение
У Яхве была жена, и звали её Ашера.
На самом деле, я про жену у монотеистического авраамического бога давно знаю: я наткнулась на это, когда искала информацию о трёх-как-одной богинях доисламской арабской мифологии, и там я вычитала о богине аль-Лат (Алат, Элат).

Слово "Ашера" упоминается в Библии неоднократно - сорок раз, причём существует и в единственном числе женского рода, и во множественном числе мужского рода. Похоже, что сама Ашера - божество родом из Ханаана, перенятое в последствии в Угарит; существуют глиняные таблички, золотые пластинки и другие артефакты родом из Ханаана, на которых запечатлены просьбы благословения от "Яхве и его Ашеры".
Полное её имя - Ашера Морская, что отсылает к известному из других культур образу великой матери богов как порождающему океану хтонических сил.

Само по себе имя Ашера имеет также несколько значений, среди которых "дерево" и "столб". Именно последнее значение, столба явно как объекта поклонения передаётся в Библии во множественном значении ("срубили ашеры"). Но и сам культ Ашеры - совершенно привычно для Триединой богини - связан с деревьями, змеями и плодами.
(Совершенно великолепная, на самом деле, версия, которую высказывает А. Броди на основе анализа "священных деревьев Ашеры" - весь миф про Адама и Еву является последующим переложением более древнего мифа об Ашере. Древо познания и его плоды - её обычные атрибуты, а сама она - морская змея или дракон. Знаете, это восхитительно смешно, если на самом деле Ева была её последней дочерью от Яхве, которую она соблазнила для того, чтобы подложить свинью бывшему супругу.)

Честно говоря, мне не удалось до конца разобраться в хитросплетениях связи Ашеры и Иштар, потому что на этот счёт существует слишком много версий. Если оставить только голые факты, то останется вот что - синодальное написание имени Ашеры передаётся как Астарта.
Но также Астартой является греческое двойное заимствование имени Иштар.
Одна богиня или две? Или даже три?
Религиоведы, похоже, до конца не знают.

После того, как Библию переписали Второзаконники, Ашеру ловко препарировали и отдалили от Яхве, но нынешние археологические находки всё же говорят о том, что культ этот существовал, да и был довольно обширен. Астарте (и какой из её версий, совершенно непонятно) поклонялся в последние годы царь Соломон, и поскольку говорится о том, что там "стояла ашера" и жертвенники с "плодами", есть мнение, что всё-таки её более ранней.
Кстати, то, что Соломона от поклонения Яхве отвратила младшая жена, тоже имеет большой смысл: культ Ашеры изначально был больше женским, чем мужским, матриархальным, сохранившим более древние традиции.
Также мне удалось найти упоминания о культовой проституции, что тесно связывает Ашеру с её более поздней версией по имени Кадеш. Как несложно догадаться, именно с Астартой и её культовыми проститутками связывают появление такого чудесного библейского персонажа, как Вавилонская Блудница.

Ашера - одновременно богиня-мать, богиня-рождение и богиня-смерть, начало и конец. Если Яхве - аспект упорядочивающий, то она, как обычно, аспект хтонический, могущий разрушать созданное или уберегать его.
Интересен тот факт, что богиня Ашера называется "Царицей Небесной", как уже намного более поздняя Мадонна, также родившая от Яхве сына. Детей у Ашеры от Яхве было намного больше, чем один: либо 77, либо 88, и среди них фигурирует Ваал, впоследствии низведённый до ранга павшего ангела. (Это, кстати, позволяет немного разделить Ашеру-Астарту и Иштар-Астарту, поскольку Ваал иногда числился мужем Иштар, но никогда - её сыном.)

Что я всем этим хочу сказать? Что на самом деле, культы древних богинь-матерей очень странны и запутаны.
Ну и просто поделиться, в конце концов, не одной же мне страдать.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#33

Сообщение Triple Goddess » 21 авг 2019, 18:30

Мне казалось, я держу в руках женщину,
Но на самом деле я обнимал звездопад. ©

16+.
Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#34

Сообщение Triple Goddess » 29 авг 2019, 21:37

Я тьма кромешная...
Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#35

Сообщение Triple Goddess » 18 сен 2019, 22:30

Изображение
Про самодостаточность.
Немножко из диалогов с дьяволом.
Дьявол: Самодостаточна даже без котов
Дьявол: Ну да, я понимаю
Дьявол: Это какое-то чудовище, самодостаточная женщина без котов
Астарта: Там всё ещё хуже, это самодостаточная женщина, которая сама и чудовище, и кот. :D
Дьявол: И змея
Астарта: И медведь, и вообще всё, что взбредёт в голову.
Дьявол: Помним про кинки анхуманской физиологии
Именно нечеловечность Триединой богини меня и пугает, и привлекает. Она чуждая обычному миру и простым категориям существования настолько сильно, что находится как бы вне его: её чертоги - за пределами вселенной, её пламя сжигает и материальное, и духовное, над ней не властно время. Она - просто сгусток первоначальной материнской сущности, она - порождающий океан сил, не более того.
Если Земля - это дуальное божество, Мать, существующая в симбиозе с Отцом, то этим древним порождениям хтони, тянущимся ещё от Тиамат, мужское начало не требуется.
И не только мужское начало; на самом деле, этой богине не требуется просто ничего. Она - есть, уравновешивающая сила вселенной, решающая проблемы от малой до великой просто потому, что это кто-то должен делать. Она не придаёт этому ни окраски, ни значения.
Она - есть.
И это всё, что о ней на самом деле можно сказать, как о существе.
Это очень интересный аспект для игры, именно её причастность как плоти мироздания и как судьбы, но одновременно - глубинное равнодушие, явление Триединой не как личности, а как силы, и я когда-нибудь пойму, как это сыграть так, чтобы захватывало (у меня) дух.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#36

Сообщение Triple Goddess » 05 окт 2019, 22:34

Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#37

Сообщение Triple Goddess » 04 ноя 2019, 17:53

Изображение Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#38

Сообщение Triple Goddess » 08 дек 2019, 18:40

Изображение
Маниа (Мания) | Mania, мать ларов, божество подземного мира, персонификация безумия и мщения, очень творческая личность.
Ты та же, какой была.
От судьбы, от жилья
после тебя - зола,
тусклые уголья.


Древнеримская религия - очень тёмный и очень дремучий лес, в котором происходит что-то странное. В немалой степени это связано с тем, что ещё до того, как вобрать в себя греческую и приспособить под свои нужды, римская религия поступила так с этрусской, собрав всё хорошее и сказав "а нам тоже надо". А этрусская религия приволокла чёрт знает что из Малой Азии.
От этрусков осталось много культурного наследия и очень, очень много богов.

Вообще всё началось с того, что мне понадобилось почитать про мелких римских божеств, и тут появилось первое странное.

У римлян были родовые божества - лары, которые подразделялись на несколько больших групп: домов, семей, стихий, даже отдельных государств. Лары - это что-то вроде славянских берегинь и домовых в одном лице, а ещё бонусом - духов предков, из-за чего многие исследователи сводят их туда далеко-далеко, в проторелигии, где все почитали предков. Однако особо привилегированное положение среди них занимали Lares Compitales - компитальные, чьё почитание сильно связано с культом перекрёстков.
На перекрёстках ставили святилища, обращённое во все стороны, количество окон для них делалось в соответствии в количеством примыкавших вилл, а в качестве подношений использовали шерстяные куклы и шары, изображавшие членов семьи и рабов.

(Забавно, кстати, что в зависимости от эпохи, времени, упоротости авторов и ситуативной потребности, Мания тоже могла быть представлена одной-единственной богиней, а могла быть множественным числом, маниями, тогда они становятся синкретичны керам, эвменидам, фуриям, эриниям и прочим чудесным женским младшим божествам, в чьи основные функции входит творить дестрой и собирать кровавую жатву, воздавая по заслугам.)

Но стоит вернуться к перекрёсткам.
Божество перекрёстков у римлян было, было довольно плотно - Тривия, которая исторически отвечала за луну, ночь, подземный мир и сумасшествие. Ещё до слияния с греческой Артемидой и Селеной.

Этруски, у которых взяли Манию, к перекрёсткам дышали равнодушно, зато сакральными таинствами обкладывали ночное время и подземелья, и их Мания - хтоническая богиня ночи, безумия и, как ни прекрасно, мщения. Она смотрела за теми, кто преступал закон, и забирала их себе.
Прямым способом: их просто приносили ей в жертву.
Основных ритуалов жертвоприношения мне удалось найти два: в первом жертве отрубали голову, во втором - убивали кинжалом, смоченным в крови жертвенного животного, и вырезали сердце. Первым убивали кого угодно, и некоторые исследования связывают это с тем, что душа по поверьям этрусков жила в голове - таким образом Мании отдавали в полную власть душу. Вторым - исключительно мальчиков.
Смутно Мания связана с океаном, её упоминают, как владычицу больших вод - не то подземных, не то морских; это тоже архетипично. Всё вышло из воды, всё возвращается в неё - и растворяется там, и поступки, и жизнь, и сами души.

Культ Мании - культ "тёмной" луны, женский, жреческий, по многим атрибутам совпадающий с женскими культами Гекаты, Кали, Астарты; он кровавый и очень закрытый извне, поскольку Мания соотносится с эзотерическими, сакральными таинствами, с волшебством, недоступным непосвящённым. По сути, это культ ведьм, всематерей, матриархального уклада общества, ритуального безумия, связанного с фазами луны.
В тоже время изображения Мании - женщины со змеями (тут можно начинать смеяться, если ещё не) - по семантическому наполнению очень схожи со Змеёй-Богиней, и их вывешивали в качестве защиты дома, а одним из её атрибутов является зажжённый факел, которым освещают дорогу в преисподнюю. Этим же атрибутом наравне с рогом изобилия могли награждать и её потомков-ларов.

Символы Мании, по которым можно определить её причастность к святилищам - треугольник или круг, образованный из треугольников, её священное число - три.

Уже римская Мания по второму кругу отождествляется с более старой римской же хтонической богиней Ларундой (Ларентой, Ларентиной), чей культ тоже приветствовал человеческие жертвоприношения, но про неё в остальном мало, то известно. Функционально напоминает других женских божеств хтонического и лунарного спектра: про плодородие, изобилие, материнство, смерть: "она тебя сожрёт и породит заново".
Мания же получала в качестве жертвоприношения отдельную вещь - бобовую кашу.
Первой моей мыслью было "откуда и зачем", но потом совершенно внезапно для себя я вспомнила, что мне в какой-то монографии встречалась эта связь между женским протоначалом и бобами... И я её откопала.
Мне повезло найти перевод Фрейденберга "К семантике", и там действительно было про бобовую кашу. Очень, кстати, занятное исследование, но меня интересовала только конкретная выжимка: про то, что бобовое божество - старуха, мать безумия, блудница, смерть и подземный мир, но и жизнь - кормилица - одновременно, потому что до появления пшеницы именно бобы были основной пищей италийцев.

И всё это опять схлопывается в хтоническую архетипичную богиню: блудницу, кормилицу, мать и смерть, которой поклонялись на перекрёстках. Римляне переняли её у этрусков, а этруски - из Малой Азии, и это всё ещё одна Трёхликая, со своим священным числом три и символом треугольника, которая бродила по всем культурам, меняя имена, но не функции.
Позже римляне начали называть её Тривией, греки - Гекатой, приписали эти функции Диане и Артемиде, слили их культы на перекрёстках, убрали жертвы, чтобы заменить их подношением из шерсти и бобов, но смысл не изменился. И змеи, и кровь, и смерть как новое начало остались.

Так и живём.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#39

Сообщение Triple Goddess » 04 янв 2020, 13:14

Изображение
В эфире снова рубрика "непознаваемая мифология древнеримского периода, в которой чёрт ногу сломит".
Bona Dea, благая богиня-со-змеями, не имеющая имени и облика.
В древней религии Рима была богиня, именовавшаяся Bona Dea - Благая Богиня, она же Добрая, она же Женская; богиня женщин, плодородия, земли, изобилия, зачатия, целительства, колдовства, освобождения, влюблённых, природы и смены сезонов. Благая Богиня - символ дикой, девственной природы, урожаев и увеличения потомства, неподчинённая мужскому началу. Также она была связана с будущим и снами, считалась прорицательницей и предсказательницей.

В источниках богиня всегда фигурирует как богиня-со-змеями (ну вы понимаете), статуи с мест её почитания всегда изображают её полногрудой женщиной в хитоне, с рогом изобилия в руке и змеёй, которую богиня кормит. Интересно, что во многих источниках фигурирует интригующая подробность: у богини на самом деле нет внешнего облика и настоящего имени, она - женское начало, неоформленная сила, она - numen, а статуя - это не больше, чем просто объект поклонения женщин и обман для злых сил. Имя её было не то строго табуировано, не то просто отсутствовало за ненадобностью, а со временем это как-то позабылось, так что дало авторам возможность гаданий на кофейной гуще в предположениях, кем же была эта богиня.

Макробий приводит целый список божеств, которые могли выступать под именем Благой Богини: Фавна, Опа, Фатуя, Майя, Медея, Семела, Геката, Юнона. Другие авторы добавляли в этот список также Кибелу, Цереру, Прозерпину и даже Теллуру.
Интересное мнение высказывал в своих работах Бахофен, говоря о том, что на самом деле все эти богини - не более, чем первоначальный образ Богини-Матери, культ которой в разные эпохи вспыхивал в Риме под разными именами.

Сумбурность её образа, в который в последствии набросали всего, чего угодно, не позволяет точно определить происхождение культа, однако совершенно точно изначально он не был римским.
Две наиболее внятные гипотезы происхождения сходятся в том, что культ был заимствован.
Одна говорит о древнефригийской (через древнегреческую) мифологии, заимствовавшей Кибелу - их почитание, функции и, самое главное, изображение богинь на троне с рогом изобилия и змеями очень сильно перекликается.
Другая - о древнеиталийской религии, влившейся через город Тарента, захваченный и подчинённый Римом в III веке до н. э., где была богиня по имени Дамия (Авксесия), присоединённая к пантеону.
Есть менее популярные версии о критском, скифском, этрусском, семитском и египетском происхождении. Где правда - никто не знает. (Но антиковеды догадываются, конечно, что это просто один архетип.)

Благую богиню почитали только женщины, и никак иначе. Мужчинам было запрещено упоминать её имя, присутствовать при мистериях и появляться на территории храма, причём за это осквернение святынь могла предназначаться и смертная казнь.

Ещё одна удивительная подробность: у Благой Богини, активнейшим образом почитавшейся всеми женщинами (и свободными, и рабынями), не было своих жриц. Забота о храме и проведении празднеств ложилась на весталок и всех женщин общины, при этом влияние богини было настолько велико, что никто не пытался уклониться от своих обязанностей.

Её крупнейший храм располагался на Авентинском холме. Вокруг него выращивали рожь, которую в последствии использовали в качестве подношений, и лекарственные травы, также не то разводили, не то просто не уничтожали змей, священный атрибут культа. Плутарх описывает, что количество змей вокруг храма и на его землях исчислялось тысячами, при этом нигде не описано, что служительницы культа когда-то страдали от укусов.
Храм, состоявший из сложной системы коридоров и хорошо вентилируемых комнат, использовался сначала в качестве культового места для целительства, а чуть позже - и по-настоящему используемой женской больницы. В нём принимали роды, лечили травмы и оказывали медицинскую помощь при инфекционных болезнях. Судя по активным упоминаниям этого явления современниками, лазарет Благой Богини пользовался большим значением и популярностью.
Известно, что жёны диктаторов в разные эпохи реконструировали храм минимум два раза.
Последнее упоминание о нём - в конце IV века. К сожалению, до наших дней он не сохранился.

Праздники в честь Благой Богини отмечались дважды в год - на 1 мая и в ночь на 2 (3 или 4, даты разнятся) декабря. Все они проводились в доме высокопоставленного римлянина: консула или претора, при этом на время мистерий из дома изгонялись все мужчины и даже домашние животные мужского пола, а фрески и статуи с изображением мужчин завешивались тканями. Ведущая роль в мистерии отдавалась старшей весталке и старшей из женщин рода хозяина дома - матери или жене.

Первомай, пышный и красивый, был Днём пробуждения богини, связанной с плодородием и силами земли, на него подавали "молоко богини" - молодое крепкое вино в серебряных сосудах, женщины водружали на голову венки из виноградных листьев, использовали благовония, цветы и фрукты в качестве жертв. Считалось, что для женщины, участвовавшей в мистерии весны, следующая ночь с мужчиной приведёт к зачатию ребёнка. Праздник отмечался от рассвета до заката.
Декабрьское празднество было менее пышным и было посвящено отходу богини ко сну и началу зимы, отмечалось от заката до рассвета. В него специально привезённую с холма статую укладывали в пышную опочивальню, также пили вино и использовали благовония. К этим мистериям допускались только весталки и женщины из патрицианских родов. Считалось, что все дочери богини могут видеть свет её рождения, но только царские - тьму её смерти. Всем женщинам, не участвовавшим в этой мистерии, запрещалось выходить из дома до самого рассвета.

Изредка богине, как связанной с колдовством, подносили в дары серебряные зеркала, но позволить себе это могло очень небольшое число исключительно богатых женщин.

В мистериях всё довольно смутно: поскольку мужчин на них не допускали, а римские женщины не оставили после себя практически никаких упоминаний, ориентироваться приходится исключительно на домыслы Плутарха и Ювенала. Причём они, будучи современниками, каким-то мистическим образом выдают совершенно противоположные сведения.
Если Плутарх описывает это просто как обычное религиозное собрание с девственными весталками, то Ювенал приводит описание каких-то сексуальных оргий, совокуплений со змеями и гомосексуальными утехами (ох уж эта зависть). Современные антиковеды склонны считать, что Ювенал сильно преувеличивает. Вполне возможно, что какие-то сексуальные элементы в празднествах присутствовали, однако явно идущий акцент на увеличение потомства говорит о том, что женские оргии для культа Благой Богини были довольно бессмысленными.

С культом и празднеством Благой Богини связан развод Цезаря с его второй супругой.
Во время мистерии в дом, переодевшись в арфистку, пробрался Публий Клодий Пульхр, влюбившийся в жену Цезаря - Помпею Суллу. Впрочем, ничего сделать он не успел, потому что очень быстро его обнаружили служанки Аврелии, матери Цезаря, и выставили вон. Всё это закончилось очень большим скандалом, потому что вообще-то за оскорбление святынь Пульхра надо было бы казнить, но он заявил, что ничего не видел, и, пользуясь своим влиянием (а он был весьма популярен) избежал наказания.
Цезарь его преследовать также не стал, но в этот же день развёлся с Помпеей, хотя и весталки, и мать говорили ему, что никакой измены не было и быть не могло. Тогда Цезарь высказал одну из своих знаменитых фраз: "На жену Цезаря не должна падать даже тень подозрения".
А потом Цезарь быстро женился третий раз, но это уже совсем другая история.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#40

Сообщение Triple Goddess » 18 янв 2020, 20:38

Изображение
Великая Мать скифов, Змееногая Апи.
Культ змей вряд ли где-то в мире достиг такого же расцвета, как в северном Причерноморье. Змеи в этих землях считались символом плодородия и символизировали грунтовые воды, подземные реки, оплодотворявшие почвы.

Скифская богиня-со-змеями - это Великая Мать, змееногая богиня Апи. Она считалась богиней земли и воды, плодородия, жизни и тепла, домов, покровительствовала семьям, отдельно - женщинам, замужним или нет, детям; её власть простиралась над людьми, животными и растениями, она помогала в зачатиях и родах; одновременно она могла быть и мрачной богиней, богиней принесения смерти и умирания, увядания, холода.
Основными символами Апи были, помимо змей, кинжал и корзина плодов.
Апи была замужем, но про её мужа Папая вообще очень мало что известно. Вроде был с небом и ветром связан, но это не точно.

О скифском пантеоне больше всего сейчас известно от Геродота, однако тут важно понимать, что Геродот натягивал сову на глобус, пытаясь подгрести скифские верования под привычных себе богов. Конечно, у древних южных земель, от Египта до Крита, активно друг с другом торговавших, был огромный простор для взаимного влияния, и религией они обменивались только в путь, и те действительно спутывались.
(С этим связан тот потрясающий факт, что сами скифы официально считали своим происхождением связь греческого Геракла со скифской змееногой Апи. Когда Геракл проезжал по Причерноморью, Апи соблазнила его и после породила целый народ. Прекрасная история, очень в духе Триединой.)

Однако отличия всё же есть, хотя сов и глобусов от Геродота пострадало много.

Скифский пантеон - семибожный, женщин в нём - три: верховная богиня Табити, соотнесённая с Гестией из-за своей связи с пламенем, великая мать Апи, породившая и самих скифов тоже, соотнесённая поэтому с Геей, а из-за связи с дикими зверьми - с Кибелой, и Артимпаса, соотнесённая с Афродитой из-за связи с любовью. Интересно, что Геродот описывает Табити и Апи не очень внятно, и вроде как он упоминает их двумя богинями, но вроде как они могут быть и одной.
Подобную точку зрения можно увидеть у Артамонова в его трудах о скифах, где Табити-Апи он сливает как две составляющих образа Великой Матери: небесную и земную. Табити - космогоническое пламя (да-да, Anima Mundi), "царица", Апи - порождающее начало, "мать".
Празднования им обеим проводились в схожей форме, в качестве подношения были приняты плоды и вино. Изображения обеих богинь находят в захоронениях.

Занятный факт, что именно Табити-Апи является наиболее вероятным прообразом богини Афины, широко почитаемой в Элладе, как младшей богини-со-змеями, унаследовавшей матриархальные черты древнего культа.

Есть две версии происхождения имени Апи (Апу).
  1. Первая говорит о происхождении через праиндоевропейский язык и возводит Апи к корням apI, abhI: в буквальных переводах это можно воспринимать как "небесные воды", "изливаться вниз". Это подтверждается в том числе и самой спецификой Апи как богини земли и воды.
  2. Вторая говорит о происхождении через имя другой богини - хурритской, что по имени Хепа (Хепат), она же Кубаба, "госпожа" и "царица небесная" (да, и это тоже уже было). Её имя также связано с небом и плодородием, да и функционально богини эти весьма похожи.
От Апи сохранилось множество артефактов с её изображениями. Изображениями богини покрывали всё подряд: церемониальные одежды, свадебные одежды, оружие, ритуальную и простую утварь, конскую сбрую, посуду для захоронения в курганах, украшения .
Обычно она изображается полногрудой женщиной в платье, у которой вместо ног (или у чьих ног лежат) змеи. Число змей всегда чётное, от двух до восьми, и расположено симметрично.
Встречаются также изображения Апи в церемониальных облачениях - в тяжёлом поясе и в калафе, из которого вырастают рога. Бычьи рога тесно связаны с крито-микенской и греческой культурой, где бык играл роль символа плодородия и земной мощи, он также являлся спутником или одним из упряжных животных Апи и Кибелы.
Отдельно можно сказать про калаф.
Вообще-то калаф - это корзинка, которую женщины использовали для различных работ, в неё складывали фрукты, зерно, цветы, морепродукты, наливали вино и воду, вообще всё, что под руку подвернётся; кроме того, калаф пользовался огромной популярностью в различных ритуальных целях. Его изготавливали из глины, лоз или драгоценных металлов (для богослужений).
Калаф является: корзиной с цветами у Персефоны, с которой она всходит на поверхность, корзиной с плодами у Деметры, ассоциирующейся с рогом изобилия, ритуальный калаф венчает головы Гекаты, Селены и Кибелы. Ну и ещё сотни божеств помельче того же толка.
Кстати, о животных.
Помимо змей, связанных с богиней-со-змеями по понятным причинам, ещё одним символом Апи является грифон. Грифон - животное очень интересное, потому что оно, как и сама Апи, "половинчатое" - оно четырёхлапое и принадлежит земле, но и крылатое, и потому принадлежит воздуху тоже.
В некоторых случаях рядом с Апи изображаются грифоны с львиными лапами и орлиными головами, а в некоторых грифоны с ней даже отождествляются, отдавая свои части; так известны изображения Апи с крыльями. В таком виде Апи была (опять же, сливаясь в этом с Табити) богиней загробного царства, проводником с неба - в землю, в курганы.

Позже богиням стали приписывать связь с зеркалами из серебра и колдовство, крепко связав таким образом Апи не только с Кибелой, но и с Гекатой. Впрочем, практика сливать десяток божеств в одно была очень удобной и пользовалась потому большим успехом.
Культ Апи продержался достаточно большое количество времени и окончательно угас только примерно в IV веке нашей эры, вытесненный более современными религиями.

Впрочем, как это принято, исчез он не до конца, и архетипичная Великая Мать, Царица Небесная, просто немного сменила паспорт, чтобы имя звучало привычнее.
Человеческая фантазия на божеств на самом деле не такая уж и большая.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#41

Сообщение Triple Goddess » 10 апр 2020, 14:17

Будь сама для себя Египет, Евангелие от Лукавого, сборник погибших душ,
заплетай в свои косы медянок и мажь по ресницам тушь,
называя себя Медузою из Горгон,
бери меч и иди воевать за Железный трон.

Будь сама для себя царицей, пророком, смертником и слугой,
создавай свой единственный мир, чтобы только твой;
чтобы был только твой, а не чей-нибудь там ещё,
чтоб любой из богов заглянул чрез твоё плечо,
улыбнулся довольно иль с завистью и сказал,
что всегда в тебя верил и всё это, в общем-то, знал.

Будь апостолом, жрицей, любовником и любовницей для себя,
не сдаваясь в плен и милости не прося,
не моли о пощаде, куда б не завел твой путь.

Будь сама для себя Египет.
Собою
Будь. ©

Изображение Изображение Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#42

Сообщение Triple Goddess » 01 май 2020, 19:34

Изображение
Моя любимая шуточка римской религии в том, что у римлян не было наказания за богохульство.
А знаете, чем они это мотивировали? Тем, что бог сам может разобраться со смертным и высказать, что тот зря относится к богу без почтения, не перекладывая это занятие в руки своих почитателей. А если бог не может, то ему и поклоняться особо не стоит: вероятно, так и поотмирали потихоньку боги ненужные и бессмысленные.
Вот уж у кого точно было идеальное законодательство относительно защиты верующих: Рим переложил это дело на богов, которым поклонялся, и сказал "пусть тоже пользу приносят, а не только жертвы получают".
И ведь работало, судя по-всему.

При этом наказание за неисполнение торжественных обетов перед богами было, и ещё какое. Самые известные римские жрицы - весталки - за нарушение торжественных обетов целомудрия подвергались пыткам и смерти: отступниц запирали в каменный склеп без еды и воды, где они погибали в полной темноте. Нарушивших клятвы, данные Марсу, скармливали собакам. В арсенале ритуальных убийств, искуплявших не исполненное обещание, применялись так же утопление и отрубание головы.
(И многие другие увлекательные подробности.)
Вся разница в том, что обеты давал человек, а значит и спрашивать за их нарушение нужно с человека. О своей силе же утверждал - как думали римляне - бог, а значит, и спрашивать за неё нужно было с бога.

Такие вот методы воспитания ответственности и разумности клятв.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#43

Сообщение Triple Goddess » 21 май 2020, 10:27

Изображение
Море и морские чудеса (и чудища). Маргюг.
Тесно связанные с морем культуры часто населяли воды мифическими существами: вынужденные проводить на палубах кораблей долгие месяцы, моряки цеплялись за любую возможность узнать, что обещает им этот поход. Так в сказаниях появлялись и расходились по соседним краям чудовища и прекрасные духи: морские девы, сирены, русалки, тритоны, фараонки, Кракен, Левиафан, Сцилла и множество их сородичей.
Их можно было пытаться задобрить, иногда они откровенно вредили, иногда могли по прихоти своей обеспечить морякам и кораблю счастливое возвращение. Характер морских существ чаще всего копирует характер самой стихии: непредсказуемые, жестокие, неуправляемые; как человек бессилен перед штормом, так и перед тем, что в бури поднималось к поверхности.

(Интересный статистический факт: все хтонические чудовища женского пола - морские. Вода изначально считалась "женской" стихией, материнской, как и земля, и то, что порождали его глубины, соотносилось с детьми "тёмной матери".
Не зря первые прообразы матерей, такие, как Тиамат - это лишь... Море.)

Викинги, конечно, не были исключением - они ходили по морю ещё в доисторические времена.

В их морском бестиарии есть существо, называемое Маргюг (древненорвежское - Márgygr), полурыба и получеловек.
Впервые оно было описано в трактате под названием "Королевское зерцало", составленном в XIII веке для образования короля; трактат активно украшен иллюстрациями, описывает природу, географию и вообще сильно напоминает учебник естествознания, чем, собственно, и являлся.

Образ Маргюг не имеет однозначной окраски - она нейтральна, не считается ни злым, ни добрым божеством.

Неизвестно о Маргюг, в общем-то, практически ничего: почему она поселилась у берегов Гренландии, кто был её родителями (ну то есть мы догадываемся, кто порождает чудовищ, но всё же), почему она поднимается к поверхности перед штормом и зачем пытается предупредить моряков.

А самой интересной является её внешность.
Морские девы Западной Европы и сирены Эллады - это прекрасные девы, заманивающие своим пением и прекрасными лицами, они - воплощение мужских желаний.
Что касается Маргюг, то она очень некрасива. Описываемая женщиной сверху и рыбой снизу, Маргюг имеет длинный хвост с рыбьими плавниками, некрасивые груди и жуткое лицо: морщинистое, ассиметричное, широкое, с покатым лбом и огромными глазами. У Маргюг длинные чёрные волосы, стелящиеся за ней по воде. Примечательны её руки - они описаны похожими на лапы водоплавающих птиц, длинные, тонкие, с перепонками между пальцами.
Именно эта откровенно так себе внешность делает Маргюг реальной: в "Зерцале" словно даётся просто описание того, что можно было увидеть за бортом, а не идеализированная картинка.

Перед штормом или в самом его начале Маргюг выныривала на поверхность и направлялась к кораблю так, чтобы её заметили. В руках она всегда носит рыбу - и по рыбе моряки умели определять свою судьбу. Если Маргюг поедала рыбу и бросала её в сторону корабля, то шторм должен был забрать жизни, если выбрасывала прочь целой - шторм должен был пощадить команду.
Других коммуникаций от Маргюг добиться было невозможно, хотя иногда она сопровождала корабли на протяжении нескольких дней.

Маргюг исчезла из фольклора где-то к концу Средневековья, возможно, по личным причинам покинув берега Гренландии и выбрав какое-то место поспокойнее, и более о Маргюг никто ничего не слышал.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#44

Сообщение Triple Goddess » 31 май 2020, 23:24

Изображение
Никто не знает, сколько точно детей у Триединой. Даже сама Триединая.
Жило когда-то давно в центральной Италии племя, называвшее себя марсы (латинское написание - Marsi).
Было довольно развитым по меркам своего времени: оружие ковали, доспехи делали, неплохо умели врачевать, имели свой язык, диалект умбрского, и даже вроде письменность. Традиционно успели повоевать, развязать Союзническую войну, получить по морде от Рима, который им сначала свинью хитростью подложил, а потом ещё и попинал слегка, проиграть и в управлении сначала Республики, потом Империи никакой роли больше не играть. Но никто их после войны особо не трогал и обижать не пытался, так что как они там жили в районе нагорья и Апеннинских гор, так и жили - даже монеты чеканили, ходовые в Риме.

Но интересны они, конечно, не этим - там половина италийских племён только тем и занимались, что с кем-нибудь воевали (с собой, если уж никого в досягаемости не было).
Самое для меня чудесное, что племя марсов считалось заклинателями змей, потому что они им - змеям - поклонялось.

Такой вот неожиданный поворот.

Вообще змея - эмблема достаточно частая среди древних народностей, и про то, насколько многогранным был этот символ до воцарения авраамических религий (и каким многогранным, несмотря на недовольство священнослужителей, он и остался), я как-нибудь ещё напишу отдельно.
Но всё же марсы жили во время, когда анимализм уже был не принят (VI-I век до. н. э.), поэтому культ змей сам по себе показался мне довольно странным, и я решила покопаться ещё.

И что я вижу.

Знакомьтесь, маленькая младшая богиня со змеями - Ангиция (лат. Angitia).

С именем её есть некоторая путаница, потому что в разных источниках оно подаётся по-разному, но мне наиболее вероятным кажется его прямое происхождение от слова "anguis"- змея, поскольку весь культ Ангиции прямо строился вокруг змей. Она пела им песни, которые могли быть как колыбельными, так и смертельными, она говорила с ними, лечила от их укусов, змеи составляли её свиту, а по некоторым источникам - даже пищу.

Вообще Ангиция - божество по всем функциям родственное своим старшим сёстрам, она считалась богиней-колдуньей, предсказательницей, целительницей, изображалась красивой женщиной, в чьих волосах и на чьих руках свёрнуты змеи. Иногда её изображали сидящей, тогда змеи теснились у её ног (чувствуете, как ощутимо повеяло Причерноморьем и змееногой Апи, да?).

Есть два мифа происхождения Ангиции: в первом она считается Медеей, которая во время путешествия из Колхиды вместе с Ясоном прибыла в Италию, во втором - она является сестрой Медеи и Кирки, то есть, третьей дочерью Гекаты от царя Ээта. Поскольку Триединая к тройке как числу и сущности дышит неровно, второй вариант мне нравится больше. Однако и во втором случае богиня не родилась на землях марсов, а пришла откуда-то извне, построила дом или облюбовала себе глубокий грот и начала там жить.
И тогда очень забавно всё это выглядит, потому что в реалиях лора Геката, как заботливая (иногда) мать, ища, куда же пристроить младшую дочку, отличавшуюся от старших неожиданным спокойствием характера, выделила ей кусок земли, где почитали змей, и сказала: "Ты уже большая, теперь это всё твое, и люди тоже, заботься, а то они помирают быстро".
А что оставалось Ангиции?
Мать сказала - значит, надо заботиться.

И она заботилась, причём довольно неплохо. В основном учила своих подопечных исцелению травами и змеиным ядом, приручению диких животных, а также - ясновидению, из-за чего у выходцев из марсов долго держалась слава оракулов. Некоторые исследователи даже подводят часть ритуалов предсказателей Феба именно как заимствование от Ангиции.
Овидий весьма увлечённо описал, что марсы продавали в Риме зелья, лекарства, изготовленные из трав и костей, и занимались колдовством с помощью специальных заклинаний, полученных от богини.

У Ангиции были две священных рощи (к сожалению, мне не удалось найти внятной информации о том, какие деревья там были, вроде апельсиновые, но это не точно), где проводились обряды, также существовал храм на берегу Фуцинского озера. В её честь проводили празднества, в первый четверг мая, когда, помимо достаточно традиционных возлияний и пиршеств, статую богини украшали заранее отловленными живыми змеями.

Что, кстати, интересно, я нашла упоминание о том, что некоторые рукописи говорят об этой богине во множественном числе, называя их Ангитиями. Не совсем понятно, имелись ли в виду служительницы культа или змеи, а может, и сама богиня на самом деле умела становиться многими, как умеет её мать. Изредка также сливалась с Ангероной, богиней тишины.
Римские историки больше любили культуру этруссков, так что марсам уделили не слишком много внимания, поэтому достоверность этих сведений несколько сомнительна.

Однако сама младшая богиня, опекавшая целое племя заклинателей змей, несомненно существовала.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#45

Сообщение Triple Goddess » 11 июн 2020, 10:26

Полночи смеялся,
Полночи плакал,
Полночи ловил стрекоз.
Я так испугался,
Что ты исчезнешь -
И снова к тебе приполз.
16+.
Изображение Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#46

Сообщение Triple Goddess » 08 авг 2020, 00:39

Изображение
Ещё про водяных чудищ.
Стуршёудьюрет (шв. Storsjöodjuret) - чудесное шведское чудовище, эдакий аналог более известного шотландского Несси.

Обитает Стуршёудьюрет в шведском озере Стуршён, которое и дало ему имя: буквально оно зовётся как "зверь из великого озера". Описывается как огромная водоплавающая рептилия, покрытая серебристой блестящей чешуёй. В наличии у него конечностей и плавников источники расходятся: некоторые приписывают ему пару передних перепончатых лап и очень длинный могучий хвост, некоторые - большой и высокий спинной плавник и явно выраженные боковые.
Иногда его форму сравнивали с перевёрнутой, но очень длинной лодкой: размеры Стуршёудьюрета могут достигать примерно пятнадцати метров.
Очень такая дли-инная змея, да.

Сущестование Стуршёудьюрета - давнее поверие, которое передавалось в фольклоре устным образом. Впервые его в первой половине XVII века записал викарий Педерсон, который собирал в свой сборник этнографического материала детские сказки, существовавшие в его приходе.
Педерсон описал рождение Стуршёудьюрета из котла двух троллей, которые варили эль на берегу озера, но однажды то ли ингредиенты перепутали, то ли солод сильно забродил: котёл сгорел, а из него родилось существо с длинным змеиным хвостом и кошачьей головой, которое уползло в воду и там выросло до невероятных размеров. Однажды оно умудрилось оплыть остров и цапнуть себя за хвост, демонстрируя, какой он длинный.
Это внушало определённый страх местным жителям, так что один колдун по имени Кеттиль Рунске с помощью сильных заклятий и рун сумел поймать чудовище и обернуть его в камень, до сих пор стоящий на острове. Согласно пророчеству одной из вёльв, однажды другой колдун сумеет прочитать руны и выпустить чудовище обратно в воды.

Интересно, что эта сказка обращается к намного более древнему предмету: рунному камню на острове Фрёсён, который датируется первой половиной XI века, и на нём действительно изображена змея, кусающая свой хвост. По современному предположению, рунный камень изначально не был связан с этим преданием - но это порождает множество вопросов (включая тот, насколько правильно расшифрованы вязаные руны современными этнографами).

Следующая записанная легенда - чуть более поздняя, она датируется второй половиной XVII века, но она также отсылает к камню. Так вышло, что этот камень был когда-то сломан, после чего на озеро и прилегающие к нему территории обрушилась волна бед: никто не мог спокойно пересечь его, лодки постоянно тонули, рыба гибла, а воду нельзя было пить. Тогда общими усилиями камень, в котором или под которым покоилась голова чудовища, восстановили, и в тот же день беды прекратились.
Эту историю записал пролокутор Платин, и он же единственный называет чудовище по имени - Ра. (Это очень смешно, потому что описание змея можно найти явно похожим на описание Апефа, вечного противника Ра, и как бы ну каков шанс на совпадение.)

Другие сказки не говорят о том, что Стуршёудьюрет когда-то был пойман и заточён, в них он вполне себе живёт и здравствует, скрываясь на глубине озера. Иногда ему приписывают утаскивание под воду утопающих или лодок, иногда - напротив, спасение или богатый улов, который Стуршёудьюрет пригоняет рыбакам.

Так это чудовище много веков и живёт с людьми бок о бок, обрастая всё большей легендарностью.

Самой чудесной историей про Стуршёудьюрета я считаю тот факт, что в 1986 году лен Емтланд официально объявил, что чудовище - их национальное достояние, поэтому оно находится под охраной и всякая охота на него запрещена. В 2005 году закон смягчили, и в озере после этого появились камеры, фиксирующие подводную активность.
Однако Стуршёудьюрет оказался нелюдимой змеёй и официальным исследователям и криптозоологам так на глаза и не показался.

Но вот само озеро с каждым годом, как и Лох-Несс, набирает популярность.
Сейчас Стуршёудьюрет является официальным символом лена и талисманом ежегодного отборочного этапа кубка мира по Биатлону.

"А чего в этой жизни добились вы?"- спрашивает Стуршёудьюрет, уплывая в глубины.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#47

Сообщение Triple Goddess » 22 сен 2020, 07:35

Осень пришла
Мабон

Изображение
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#48

Сообщение Triple Goddess » 11 окт 2020, 13:41

Изображение
“Я всё, что было, и всё, что будет.”
Нейт - возможно, древнейшее из египетских божеств, космогоническое явление, избравшее форму женщины и игравшее роль Anima Mundi в египетской мифологии.

Происхождение богини туманно, однако многие египтологи считают, что пришла Нейт из Ливии, где существовала как Змея-Богиня, прародительница всего и покровительница всему. Культ Нейт вообще в Ливии был хорошо известен и явно популярен, знак Нейт - эмблема щита и скрещенных стрел - часто фигурировал в ливийских татуировках как женщин, так и мужчин.

Культ Нейт более древний даже, чем династический Египет, но своего пикового расцвета он достигал дважды при двух разных династиях.

Основным центром культа Нейт был город Саис. По греческим источникам, подробно описывавшим религиозные мистерии, в Саисе существовал оракул Нейт, который передавал её слова и отвечал на вопросы.
Однако, как правило, службы Нейт проводили женщины, а верховной жрицей становилась старшая из царской семьи - мать или жена правящего фараона. Почему в культ попадали мужчины - неизвестно, но заметно, что именно мужчины были наиболее рьяными проповедниками её величия. Возможно, дело не только в самой важности культа богини, но и в том, что мужчине добиться положения в её храме было намного сложнее, и они преисполнялись понимания собственной значимости.

Нейт обладала огромными функциями и несравнимым величием: она почиталась как богиня охоты, войны и защиты от врагов, как богиня целительства, врачевания и волшебства, как богиня мудрости, как покровительница мёртвых и путешественников, как богиня семьи, матерей и родов, как великая ткачиха, подарившая людям это искусство, как прядущая судьбы мира.
Её обычными атрибутами были лук и стрелы, щит, гарпун, скипетр, анкх, змеи и красный цвет. Порой она изображалась в красной короне Нижнего Египта.
Из животных чаще всего Нейт ассоциировалась со змеёй, крокодилом, львицей и коровой, но вот изображалась - красивой женщиной, а не антропоморфным полузверем, как большинство богов. Только много позже, при втором угасании её культа, она стала появляться как Себекет, женское отражение Себека, с головой львицы, но особого распространение это божество не получило.

Культ Нейт достаточно двоякое явление, поскольку с одной стороны она - женское и женственное начало, но с другой - порождающее в своём одиночестве и жизнь, и смерть, и едва ли не все космогонические явления. Так о ней и говорится в древнейших записях, что она - первоначало, "отец отцов и мать матерей".
Из-за этой её способности к порождению жизни некоторые исследователи сливали Нейт и её супруга, которых было немало (именно на эту роль с единым гермафродитным существом обычно претендует Хнум), в одно андрогинное божество. В этой мифологической трактовке история покрывала Нейт, которое скрывает её лицо, играет неожиданными красками: как то, что лица у Нейт вовсе нет, и она - лишь протоначало, придавшее себе форму собственной волей, но не пожелавшее становиться частью созданной вокруг реальности.
Однако большинство источников, конечно, трактуют её как чисто женское божество, возводя функции Нейт к древним матерям ещё их эпохи палеолита.

Поскольку Нейт умеет создавать жизнь из самой себя и не нуждается в мужском начале, у неё вообще нет чётко закреплённого супруга: в разное время и в разных землях ей приписывали и Хнума, ассоциируя Нейт с Нилом, и Сета, и Гора, и даже самого Ра. Однако в большинстве случае она просто остаётся одинокой, отчего не испытывает никаких страданий.

Интересно, что и у египтян эта древняя изначальная богиня была известна как Утренняя и Вечерняя звезда. Её страстный почитатель, жрец Учагор, оставил высказывание богини, где она говорит, что приходит каждый день на рассвете и закате - типичное проявление яркой Венеры на сумеречном небе.
Кроме того, это позволяет считать Нейт космогоническим явлением, космосом, который не видно, который связывает воедино небесные сферы. В этом случае обличием Нейт являлась корова, покрытая звёздами по хребту.

Яркую роль в мистериях Нейт играл Нил: иероглиф её имени может расшифровываться как “вода”, но не просто как течение реки или море, а как первородные воды, великий потоп, на котором возникла жизнь.
Мифы говорят, что Нейт возникла до того, как появилось рождение, и до начала времени родила солнце, не нуждаясь для этого в партнёре. Она - первозданный океан.

И вот говорят, что Нейт породила из самой себя солнце. Говорят также, что Нейт была ему любовницей, сестрой, дочерью, поскольку в каждой богине, возможно, остаётся частица Нейт - той, кто дала им начала. Вообще сильна её связь с солнцем, даже стрелы, которые изображены на её эмблеме, могут трактоваться как солнечные лучи.
Говорят также, что Нейт породила Апофиса, жуткое чудовище, воплощение хаоса и беспроглядной силы разрушения, с которым каждую ночь сражается Ра. И каждую ночь он побеждает, ведь ему покровительствует Нейт, оберегающая от змей и крокодилов.

С какой-то логической точки зрения это может показаться очень странным, поскольку Нейт сама породила чудовищ, змей и крокодилов вообще вскормила своим молоком, но древние религии как правило подчиняются очень особому сорту логики. Мифологемное, символьное восприятие не накладывает на богов никаких ограничений касательно природы, они не добрые, не злые, они - есть.
Так Нейт является и покровительницей, и антагонистом, и всё у неё хорошо, потому что она уравновешивает одно другим, добро - злом, а жизнь - смертью.

Нейт представала одной из богинь, кто стерёг тело мёртвого Осириса, собранного его супругой Исидой. “Тексты Пирамид” чётко обозначают, что она стояла на востоке, и позже это многократно проявлялось в египетской культуре, сильно ориентированной на солнце: стоя на востоке, Нейт открывала пути, ведущие на запад.

На западе же находился Дуат, страна мёртвых, последнее и вечное их пристанище.

Нейт заботилась о мёртвых, её имя упоминается во многих текстах, связанных с ритуальной составляющей. Считалось, что имя её выткано на бинтах, которые использовались для бальзамирования, и именно имя Нейт, имя демиурга, создателя, первоначала обладает той силой, что сохранит тело красивым и здоровым для последующей загробной жизни.

Один из самых распространённых эпитетов Нейт, связанных с её внешностью - “золотая”, и это можно увидеть в том, что её изображали как женщину с жёлтой кожей. В более редких случаях она предстаёт с кожей зелёной - как у Осириса, что, возможно, отсылает к её природе охранительницы мёртвых.
Но, возможно, это можно трактовать как цвет ила или чешуи - “зелёная” Нейт часто изображается с крокодилами, которых выкармливает собственным молоком.
Другие эпитеты чаще отсылают к её функциям: “открывательница путей”, “матерь богов”, “утешающая мёртвых”, “дающая пропитание”, etc.

Из всех богов более всего Нейт благоволила Упуату, богу с волчьей головой, также связанному с войной и мёртвыми. Порой эту пару именовали “открывающими пути фараону”, подразумевая, что боги, благоволя ему, принесут победу и откроют путь к триумфу.

Наиболее известный миф о Нейт рассказывает, что она была призвана судьёй в спор Гора и Осириса, когда те делили власть над Египтом. Нейт, почитавшаяся старшим божеством, выслушала их и повелела власть над Египтом отдать Гору, а Сету - выделить надел земли в два раза больше, чем у него уже было.
А для того, чтобы он не страдал, предложила позвать или отдать ему в жёны двух соседних богинь - семитскую Анат и финикийскую Астарту. По некоторым источникам, кстати, сама Нейт в то время вполне себе была женой Сету.
Вся ирония этой ситуации в том, что и Анат, и Астарта - это одно божество, произошедшее из того же образа, что и Нейт, то есть на самом деле все эти три богини - как бы одна. Это хорошо объясняет, почему Сет был так недоволен мудрым решением супруги, кстати.
Но его никто не спрашивал, ведь в случае неповиновения её решению Нейт обещала уронить небо на землю, и она могла. Так что все решили, что и ладно, и очень здорово.

Помимо того, что с Нейт в ранний период ассоциировались все египетские женские божества, включая даже Исиду и Хатхор, с Нейт также хорошо ассоциируется богиня Танит, а греки из-за атрибута ткачества и воинственного, сурового характера Нейт, которая совсем не соответствует ожиданиям патриархального строя, соотнесли её со своей Афиной Палладой.

Позже, в эпоху Нового Царства, Нейт отошла от центральной роли в пантеоне. Передав свои полномочия иным богиням - Исиде, Нефтиде, Хатхор и Бастет, она исчезла из большинства упоминаний, её имя больше не появлялось в династических, а оракул в Саисе не предсказывал будущее.
Может быть, Нейт, увидев, что дети выросли и обходятся и без неё, оставила их жить уже без материнских подсказок? Может быть.

Забавный факт: во время раскопок по многочисленным источникам я наткнулась на мемуары немецкого путешественника К. Нибура, состоявшего на датской службе. Он побывал в Египте и в городе Са-Эль-Хагаре, некогда - Саисе, и приводил в своих мемуарах отрывки разговора со своим проводником из местных жителей, который рассказывал о крошечной секте поклоняющихся Нейт, которые зарабатывали себе на жизнь тем, что убирали мусор в крупных египетских городах.
Сложно судить, насколько это правдиво и мог ли в исламском Египте уцелеть языческий культ, но Нибур явно почти ничего не знал о древней египетской религии, так что с некоторой долей вероятности можно предположить, что он в точности записал то рассказ.
Романтическое предположение говорит, что культ золотой Нейт, великой прародительницы жизни на землях Нила, может тогда существовать и поныне, передавая из уст в уста старые легенды.

“Я всё бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, мной рождённый - солнце.”
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#49

Сообщение Triple Goddess » 06 дек 2020, 19:56

Изображение
Та, кто приносит горе.
Ангрбода - один из самых загадочных персонажей скандинавской мифологии, который появляется настолько же мало, насколько сильно фактом своего существования влияет на все Девять миров.

Имя Ангрбоды переводится буквально как “сулящая горя”. Также именуется “ведьмой из Железного Леса” и “волчьей матерью”.

Описание Ангрбоды необыкновенно скудно: известно, что она вроде бы старуха, но не всегда, и вроде бы волосы у неё цвета засохшей крови, но тоже не всегда. А ещё она высокая и вообще вроде бы великанша.
На этом всё.
Если вы хотите что-нибудь после этого ярко представить, вам помогут мухоморы, не иначе. Художники по этой причине изображают Ангрбоду кто во что горазд: и молодой, и старой, и рыжей, и брюнеткой, и с копьём, и с посохом, и со змеями и чуть ли не в короне. Потому что могут.

Наибольшую известность в скандинавских мифах Ангрбода получает как матерь трёх самых известных чудовищ: Фенрира, Ёрмунганда и Хель, которых она породила от своего супруга-Локи.
Однако, с некоторой вероятностью, Локи был не первым её супругом: там, где он препирается со всеми асами на пиру, есть строфа с обращением к Тюру, где Локи бахвалится, что спал с его женой, и очевидно, что это не Сигюн.
И тогда, выходит, что сначала Анрбода была замужем за Тюром, затем ушла к Локи, а затем ушла и от Локи, выставив его на мороз вместе с детьми, которых он приволок с собой в Асгард. А куда деваться.

(Хотя “Перебранка Локи” - очень сомнительный источник, но посчитаем его плюс-минус правдоподобным, ибо таков путь.)

Удивительный факт, что в дальнейшем Ангрбода никак не пытается участвовать в судьбах всего вот этого вот вертепа.

Стоит отметить, что в обоих её браках (и с Тюром, и с Локи) есть определённый мотив не то, чтобы непокорности, скорее, матриархально расставленных акцентов. Это не Ангрбода - жена им, а они - мужья и спутники ей. Возможно, впоследствии именно такой суровый опыт первого брака и заставил Локи выбрать женой тихую Сигюн, ага.
Но это лишний раз подчёркивает, что образ Ангрбоды - более древний, чем патриархальная культура и, вполне возможно, опять же восходит к палеотическим венерам и почитанием материнского начала и чрева. Хтоническая богиня, Ангрбода характерна своим ледяным нравом и обликом, который ничуть не теплее, ведь её прообразы - увлажнённая земля, всегда холодная на ощупь, и своими детьми, которые всегда оказываются чудовищами.

Интересно, что некоторые другие персонажи, обладающие явными хтоническими чертами, например, ледяная великанша Герд, жена весеннего бога Фрейра, чудовищный пёс Гарм, охраняющий путь в Хельхейм, или великанша Модгуд, вооружённая копьём и следящая также за мостом в подземный мир, некоторыми исследователями также причисляется к потомкам именно Ангрбоды. Прямых указаний на это нет, и этот вывод делается на основе общего образа Ангрбоды, действительно тождественному классической Anima Mundi - порождающему космоногическому началу, которое хаосом уравновешивает навязываемый порядок.
Кроме того, большие подозрения в том, что она также является матерью Скёль и Хати, сыновей-волков Фенрира. Имя их матери нигде не указывается, однако есть строфа о том, что “великанша в Железном лесу порождает фенриров род”. Тролль их, конечно, разберёт, но вообще семантика продолжения рода от собственных детей для тёмной матери нормальна и обыденна: большая часть мужских божеств наиболее древних культов приходится им потомками.

Позже, кстати, этот мотив появляется уже и с детьми более молодых, но схожих по кускам образов богинь от собственных отцов. И никому не жмёт, и всё у них хорошо было.

Эбби Хеластдоттир выводит в своих работах сложные схемы перевоплощений Ангброды в разных образах и дев, и жён, и старух. Согласно ей, первым воплощением тёмной матери в скандинавском пантеоне была не Ангброда, а Аудумла, вскормившая первое живое существо.
Эбби мотивирует это наличием в обоих именах протоиндоевропейского слога “ан”, появлявшегося в довольно большом количестве имён богинь схожего по смыслу ряда. Сюда она относит, например, Анат, Анукет и Ану.

(Но лично на мой взгляд, тут идёт натягивание совы на глобус и желание выдать нужную версию за правду исключительно на основе хотелки и сомнительной созвучности. Но версия есть, так что пусть у меня тоже полежит.)

Уже Анна Блейз приводит образ Ангрбоды как существа, связанного с мужским и женским, приводя в пример её описание как женщины в серых одеждах, сидящей верхом на волке и правящей им с помощью удил из змей.
Стоит отметить, что в других культурах аналогичные божества, тёмные матери, действительно также связаны с волками и змеями, так что это описание не лишено смысла. Кроме того, в нём отчётливо улавливается родство с дисами, одними из наиболее старых женских образов в скандинавской культуре. В отличие от валькирий, дисы вместо лошадей действительно чаще седлают волков, а серый цвет их одежд тождественен смерти и дыму погребальных обрядов.

Ангрбода во многих проявлениях тождественна собственной дочери-Хель, она и психопомп, и живущая в одиночестве, и порождающая, и забирающая. В сцене с прощанием с Бальдром в некоторых источниках, восстановленных из устной традиции, есть эпизод с некоей женщиной-великаншей Хюррокин, которая сталкивает ладью в воды - возможно, это также Ангрбода, выполняющая обычную для себя функцию завершения жизненного цикла.

Наиболее близкими персонажами, которых можно считать синкретизмом образа именно Ангрбоды, появляются, конечно, в родственных культурах. В германских сказаниях и позже - сказках, есть старуха Холле, Госпожа Метелица, предстающая либо очень красивой беловолосой женщиной, либо жуткой древней старухой с физическими увечьями. У англосаксонских племён, переселившихся в Британию, появляется персонаж по имени Чёрная Аннис, а после христианизации - Анна. Их синкретизация, возможно, повторная, восстановить её удаётся по датским источникам, где Чёрную Аннис описывают именно Ангрбодой или называют Ингоной.

Обе этих женщины отличаются интересной особенностью - похищают и пожирают детей, однако и порождают - тоже. Именно эта цикличность позволяет вычленить тёмную мать из ряда других божеств: она всегда и порождающее, и уничтожающее начало, чем наиболее близка к протообразам Тиамат или Земли.

Как божество, Ангрбоду ассоциируют с волком или вороном, традиционными животными-падальщиками, проводниками из мира живых к мёртвым.

Сложным вопросом до сих пор является то, как Ангрбода относится к Рагнарёку, поскольку в предсказании она вообще не фигурирует, и хотя и породила чудовищ, никак не стремилась причинить прямое зло миру. Ни на стороне асов, ни на стороне великанов Ангрбода будто бы не появляется.
Вполне возможно, что она, начало и конец, должна остаться, чтобы цикл порождения начался заново, и это хорошо сочетается с тем, что всё тёмные матери всегда находятся в стороне от общих событий. Они - всегда наблюдатели, но не участницы.

И так и Ангрбода - не участвует, но смотрит.
Всё в мире идёт своим чередом.

(А ещё Ангрбода, видимо, позже в качестве сомнительной шуточки породила троллей. Потому что может.)

Использованы материалы А. Блейз, Э. Хельсдоттир и Ф. Асвинн,
а также разная свалка мелких цитат из кучи всего ещё
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#50

Сообщение Triple Goddess » 21 дек 2020, 08:54

Изображение
Lunacy.
Лунница - украшение в форме полумесяца. Чаще всего изготавливалось из серебра или бронзы, редко - из золота, и имело огромное хождение по всей Евразии.

Большинство историков сходятся к мысли, что лунница - изначально женское украшение, связанное с культом и почитанием луны, скорее всего, ещё праязыческого хождения. С приходом христианства на большинство территорий по славным традициям религиозного синкретизма лунница влилась в новые обряды и стала атрибутом Богородицы.

(Отсюда, кстати, и появились лунницы с крестом, имевшие большое распространение на Руси в XI-XIII веках.)

Имеет лунница хождение в современном мире - до сих пор сохраняется у некоторых народов на территории Индии в рамках традиционного костюма.

Вообще форм полумесяцев огромное множество, они бывают и толстые, и тонкие, и с длинными рожками, и с короткими, и с загнутыми, и с сомкнутыми, в общем, у кого на что фантазии хватало. И лепили этот полумесяц на всё подряд: с ним были подвески, браслеты, серьги, украшения для кос и многое другое. В большинстве случаев лунницы украшали камнями или так называемой “зернью”, небольшими “каплями” металла на основной поверхности. В богатых комплектах, входящих в состав сложных ожерелий, могли быть драгоценности, но в основном использовали поделочные камни.
В Западной и Северной Европе лунницы находят в захоронениях, также они были распространены на Ближнем Востоке, и в Малой Азии, но раньше по предполагаемым датировкам. Возможно, благодаря торговле оттуда и попали на территорию Европы.

Роль лунницы в славянской культуре, как и в соседних европейских, в основном трактуется как обережная, но насчёт её происхождения ведутся споры. Некоторые учёные предполагают малоазийское происхождение, некоторые - связывают с Византией.

Отдельные теории, однако, вообще отказываются от такой трактовки и приписывают всем лунницам античное происхождение и, соответственно, распространение со Средиземноморья.

Концов, конечно, уже не найти.

Лунницы плавно исчезли из костюмов примерно в Средневековье, когда полумесяц начал ассоциироваться с исламом, и заменились либо на замкнутые круглые формы, либо просто на нательные кресты и образы Мадонны, выполнявшие те же обережные функции.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Triple Goddess
богиня со змеями
Аватара пользователя
Репутация: 521
Статус: богиня со змеями
Информация: досье
ТРИЕДИНАЯ
40 y.o. | aeons; еврокомиссар; Трёхликая богиня в сотне пантеонов; "тёмная мать", женское начало; тройственная богиня луны, ночи, всего таинственного, природы, земного и небесного, деторождения и смерти.
На форуме: матерь богов
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 26 янв 2018, 12:54
Контактная информация:

Nu

#51

Сообщение Triple Goddess » 07 апр 2021, 23:27

Изображение
Бука, хока и бабай.
Поможите.

Действительно не знаю, зачем вам эта информация, но я совершенно случайно узнала, что “бука” и “бабай” - это не просто какие-то слегка абстрактные слова, которыми определяют стрёмно выглядящих нелюдимых человеков, но и вполне себе фольклорные явления.

И бука, и бабай - духи, живущие в домах. Можно считать, что по функциональным особенностям они - ближайшие родственники для Крампуса, Эль Коко и Буги.
Но обладают интересной особенностью: видеть их могут только дети и взаимодействовать с ними - тоже. Для взрослых таких чудищ не существует, чем эти чудища, конечно же, и пользуются.

Монстры чаще всего заводятся в детской спальне и либо просто пугают, либо и вовсе съедают детей, утаскивая их в свою тьму. Обычно они живут под кроватью или в глубинах шкафа, реже - под всякими столами и диванами.
О бабае иногда говорят, что он живёт в зарослях камыша, лесу или на болотах, отчасти сближаясь этим с другой нечистью вроде кикимор и болотников, которые не прочь перекусить заплутавшими поздними путниками.

При этом, несмотря на то, что изредка бабай описывается, как старик с увечьями, в большинстве пересказов и пугающих родительских речей у этих чудищ облика нет вообще. У них есть только большой рот, в который легко поместится ребёнок, а сами они - воплощение страхов, иссиня-чёрные и практически бесформенные.
Похоже, что именно эта гибкость их и определяет: питаясь детским ужасом, они принимают именно тот облик, который больше всего пугает ребёнка.

Разрушением для этого чудовища будет свет или вера взрослых, что под кроватью действительно что-то живёт.

По сути, эти существа - такое специальное пугало для непослушных детей, которых надо уложить спать и запретить вставать с кровати, убегать далеко от дома или вести себя плохо, потому что явится тогда чудовище и заберёт с собой.
Ну, древние способы воспитания, конечно, были максимально своеобразными, но эффективными, раз уж все мы имеем возможность наблюдать их из нынешнего времени. Наши предки когда-то выжили.

А ещё буку иногда называют хокой. То же самое, только название другое.
(Вы можете себе представить, что об этом есть серьёзные записи фольклористов?!)

Происхождение слова “бука” возводят примерно к южноославянским языкам, обозначает оно “мычание”. В русских сказках, передававшихся устно, фигурирует достаточно давно, а в “большой” литературе его успел засветить Пушкин.

С “бабаем” всё немного сложнее и интереснее. Само по себе слово - тюркское и обозначает “старик, дедушка”.
И вот с этим фактом некоторые фольклористы связывают происхождение образа с периодом этнической вражды у части славян, находившихся под турецкой оккупацией. Бабай в таком случае может быть сборщиком дани и вербовщиков: “забирали детей” они при этом в армию, а описанная увечность - следствие того, что сборщиками часто служили бывшие солдаты, у которых это, так сказать, профессиональный риск - потерять ногу или руку при ранении.

Но славянские языки очень гибкие и интересные, поэтому у бабая есть феминитив, который вообще никак не задумывался изначально - “бабайка”. Это опять тоже самое, только женского рода, и вместо страшного старика дух прикидывается страшной старухой.

Чудовища в лице буки, хоки и бабая регулярно появляются в детском фольклоре: страшилках, считалках, песенках и прочем, что бережно курсирует от детей постарше к детям помладше вот уже столетиями.

Такие вот дела.
Живите теперь с этим.
Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей