В рамках философии религиозный синкретизм можно считать примером эклектизма.
Синкретизм является неотъемлемой частью развития любой религии.
Во время близкого знакомства различных народов с целью налаживания социо-культурных, торговых и иных связей, позволяющих существовать рядом друг с другом с максимальной выгодой, неминуемо происходит обмен верованиями и элементами культов.
В этих случаях синкретизм выступает в роли инструмента для преодоления конфессиональных разногласий мирным путём.
Довольно большая часть божеств языческих пантеонов всех политеистических религий является архетипами: скотоводство, плодородие, стихии, смерть - абсолютно всё, что не являлось познаваемым для людей того времени, но имело большое влияние на жизнь общества и отдельного человека, приписывалось богам. Благодаря этому слияние нескольких божеств происходит безболезненно, они не вытесняют друг друга, а становятся единым существом, зачастую носящим два-три имени, в которых можно найти останки культов их предыдущих воплощений.
С этим фактом связана так называемая “теория основного мифа” индоевропейских религий, в котором выражен антагонизм земного и небесного в виде противостояния громовержца и змея. Существует понятие “мономифа” - архетипичного образа культурного героя, проходящего одни и те же испытания в мифах различных народов.
Широко распространены мифологемы Мирового Древа, сотворения первочеловека, усмирения хтонического женского начала упорядоченным мужским, Мирового Потопа и многих других.
Наиболее отрицательно к синкретизму относились и относятся монотеистические авраамические религии, стараясь сохранять догматы и культ в максимально чистом виде, но и они не избежали активных заимствований из местных культов.
Так русское православие перенесло богиню Макошь на святую Параскеву, а покров Крышеня переехал на празднество покрова Богородицы, ислам заимствовал Иблиса, Шайтана и даже самого Аллаха из более ранней арабской мифологии, а иудаизм возвёл в ранг демонов большую часть богов из соседних пантеонов, сохранив за ними не только большую часть атрибутики, но и сферы влияния.
Достаточно большое количество современных религий является продуктом религиозного синкретизма. Среди них вуду, сантерия, телема, вера бахаи, дин-и иллахи и многие другие; в них элементы христианства или ислама смешиваются с более древними языческими божествами, принимающими на себя ранг посланников или защитников человека от злых сил.
РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ В ПРЕДЕЛАХ ПРОЕКТА В связи с тем, что политеистические боги в большинстве своём являются архетипами, в том или ином виде они имеются в каждом пантеоне. В каждой языческой религии найдётся Война, Гром, Небо, Земля, Солнце, Луна, Плодородие, Смерть и многие иные явления.
В рамках религиоведения синкретичны друг другу абсолютно все эти боги, носящие разные имена, но имеющие одинаковые функции и атрибутику. Религиоведам это позволяет исследовать не отдельные мифы, а целые срезы явлений.
На проекте разрешён и приветствуется синкретизм божеств одной природы и образов. Это способствует созданию единой системы космогонии в пределах конкретной вселенной, даёт большое количество завязок за счёт связей между пантеонами и сокращает количество ненужных сущностей.
Мы не предлагаем объединять всех божеств сходной природы в одно существо, но если у богов нескольких пантеонов явно совпадает атрибутика и проявления, то это с большой долей вероятности - один бог. Так скандинавский Тор однозначно является Перуном, Таранисом и Укко, а кельтский Нуада - Тюром и Упуаутом.
Да, это сокращает число возможных богов, но это сущности вселенского масштаба, и то, что их максимально ограниченное число, увеличивает влияние каждого отдельного бога на мироздание и исторические процессы.
СИНКРЕТИЧНЫЕ ПАНТЕОНЫ Warning: здесь перечислены только наиболее явные примеры, поскольку на самом деле в абсолютно каждом пантеоне можно найти следы религиозного синкретизма и обмена верованиями.
- «Божественной парой», связанной с зарождением мира, являются Земля и Небо. Они есть везде, пусть и перетерпевающие в зависимости от культуры определённые метаморфозы.
- Западносемитская мифология, в которой нет единой мифологической системы, а большинство богов-покровителей перенимались соседями друг у друга.
- Греческий и римский пантеоны были синкретизированы в результате культурного обмена настолько тесно, что просто стали одним. Все более древние божества, которые не смогли найти своего явного соответствия у соседей, были низведены до ранга духов, чудовищ или нимф-спутниц основных богов.
- Греческая религия полностью поглотила и в последствии переосмыслила критскую, впитав в себя большую часть критских богов и сохранив за ними первоначальные имена.
- Также очень тесны связи греко-римской религии с египетской и фракийской - существенная часть богов полностью соотносится друг с другом и почиталась в разных странах с одинаковыми ритуалами.
- Восточно-славянский пантеон практически целиком состоит из явных заимствований скандинавских, кельтских и греко-римских божеств, в связи с чем уникальных образов там очень мало.
- Западно-славянский пантеон сверх того имеет следы заимствований индийской и ирано-персидской мифологий.
СИНКРЕТИЧНЫЕ БОГИ В РАМКАХ ВСЕЛЕННОЙ
БОГ | СИНКРЕТИЗАЦИИ |
Аид | Плутон |
Арес | Марс, Арей |
Асмодей | Ашмедей |
Артемида | Селена (частично) и Илифия, Бендида, Диана (частично), Аритими и Тиур, Бритомартида |
Афродита | Венера, Туран |
Баал | Баал-Зевул, Вельзельвул |
Баюн | Ирусан, Большие Уши, Кайт Ши, Йольский кот, Бакенеко, литературный прообраз Кота-Бегемота, Чеширского Кота, Кота Мурра, Кота в сапогах |
Бегемот | Хадхаоши, Багамут, Бафомет (один из прообразов), Хильдисвини |
Дагда | Дажьбог, Эзус, Оберон |
Деметра | Церера |
Гермес | Тот, Меркурий |
Гея | Pltwih2 Méh2ter, Мать Земля, Богиня-Мать, Ёрд, Хтония, Теллура, Сыра Земля, Эрикъюрэ, Жемина, Пхра Мэ Тхорани, Притхви, Бхуми, Дити, Земес-мате, Нерта, Папа-Фаахоту, Идзанами-но микото, Пачамама, Тлальтекутли, Тоси, Эриу, Эвринома, Нут, Ки, Этуген, Вельта, Коатликуэ, Мланде-Ава, а также тысячи других |
Иштар | Инанна, Шаушке, Ишаре, Атаргатис |
Локи | Логи |
Люцифер | Денница, Эософор, Фосфор |
Макошь | Параскева-Пятница |
Марена | Хоседэм |
Михаил | Бештер |
Моди | Леший |
Морриган | Титания, Медб, Вивиана Озёрная, Неметона |
Один | Сварог (частично) |
Персефона | Прозерпина, Либера, Кора, Деспина, Афила |
Посейдон | Нептун, Ний |
Сиф | Лайма, Рауни |
Тор | Перун и Перкунас, Сварог, Таранис, Укко |
Тюр | Сварог, Нуаду, Нодент, Упуаут |
Су'эн | Варайха, Нанна, Син, Нанна-Суэн, Ашимбаббар/Дилимбаббар, Ях, Хонсу |
Триединая богиня | Anima Mundi; Мать (частично), Атимита, Змея-Богиня, Кубаба, Аммас-Кибела, Хекет, Нейт и Кадеш, Аль-Лат, Ашера, Астарта, Ангрбода, Хольда и Берта, Артио и Эрнмас, Анаит, Змееногая Апи, Селена (Мена), Геката и Персеида, Мания, Ларента и частично - Диана (Тривия), Тригла |
Труд | Девана, Магура (Перуница), Лебединая Дева, Меже Мате, Медейне, Жворуне |
Уран | Dyeus phter, Отец-Небо, Ану, Фаро, Хупман, Юмала, Ачаман, Баалшамем, Ен, Диевас-Окопирмс, Инву, Кайракан, Хубал, Кугу-Юмо, Хуракан, Мардук, Нуми-Торум, Дела, Венег, Идзанаги-но микото, Дэва, Тангароа, Кок Тенгри, Инмар, Тура, Юмын удыр, а также тысячи других |
Фрейя | Лада, Бригита |
Хануман | Сунь Укунь |
Хатор | Баст, Сехмет, Тефнут, Шезметет |